Магазин у дома – как выжить среди больших супермаркетов
Российские и зарубежные маркетологи отмечают, что люди уходят от больших супермаркетов в магазинчики возле дома. Причин этого явления множество, но большинство исследователей уверены, что крупные торговые сети заигрались в гонку на опережение друг друга, забыв о покупателях. Это дает возможность мелким магазинам занять лидирующие позиции в розничной торговле.
Гипермаркеты – нужен ли магазин с окупаемостью в 100 лет
Последние десять-пятнадцать лет крупные ритейлеры чувствовали себя вольготно. Народ приходил в огромные залы и закупал в одном месте всё необходимое.
Но со временем свободных мест, где можно воткнуть очередной гипермаркет, не осталось, и ритейлеры, как пауки в банке, стали поедать друг друга. Основной тактикой был выбран рост вширь — увеличение торговых площадей и ассортимента.
В результате открытие супермаркетов стало выливаться в астрономические суммы, ведь бескрайний торговый зал нужно заполнить товаром. Три года назад сеть универмагов Tesco пришла к неутешительным выводам: на 18 млрд долларов, потраченных на открытие новых магазинов, пришелся всего 1 млрд увеличения оборота.
Учитывая среднюю рентабельность торговли в 20%, Tesco не окупит вложенные инвестиции в ближайшие 100 лет. Поэтому количество крупных торговых центров со временем будет уменьшаться, а их место займут мелкие магазины у дома.
Почему люди стали отказываться от посещений крупных магазинов
-
Сокращение пользования автомобилями, вызванное городскими пробками. Больше 66% граждан, предпочитающих личным авто общественный транспорт, выбирают зайти в магазин, находящийся на первом этаже многоэтажки, и купить там всё, что нужно;
-
Увеличение количества одиноких людей. Горожане стали реже и позже вступать в брак. Человеку, не имеющему семьи, не нужно ежедневно покупать целую сумку продуктов, поэтому он предпочитает зайти в магазин у дома, чтобы купить пакет молока и буханку хлеба, даже немного переплатив;
-
Изменение структуры семьи. Среди женщин стало популярным становиться домохозяйкой и заниматься воспитанием детей. У женщины, находящейся весь день дома, нет желания ждать мужа или брать машину, чтобы поехать в супермаркет. Намного проще зайти в ближайшую торговую точку и купить продукты для обеда;
-
Потеря времени. Мало кому удастся купить продукты в гипермаркете за 10-15 минут. Обычно на такой поход уходит час и более. Люди, ценящие свое время, предпочитают мелкие торговые точки, где проще сориентироваться, найти нужный товар и получить помощь от продавца-консультанта.
Что нужно сделать маленькому магазинчику для привлечения покупателей
Пересмотреть ассортимент, выбрав и оставив то, что действительно пользуется спросом. Не стоит делать упор на слишком дешевые продукты. Близок час, когда в эти магазины будет ходить всё больше людей со средним и высоким достатком.
Организовать доставку продуктов на дом. Этой услугой с удовольствием будут пользоваться пожилые люди, молодые мамы и те, у кого просто нет времени на поход в магазин. Заказы можно принимать по телефону или через электронную почту.
Наладить продажу готовой еды, заключив договор с предпринимателем или малым предприятием. Многие предприятия общественного питания с удовольствием пойдут на сотрудничество с магазином, дающее возможность увеличить продажи. Одинокие и занятые люди часто берут готовые продукты, чтобы не заморачиваться с готовкой.
Организовать уголок, где можно попить кофе с булочкой и пирожком. Это дополнительно увеличит выручку и привлечет покупателей.
Подключить платежный терминал, чтобы люди могли оплачивать покупки с пластиковых карт. К сожалению, некоторые мелкие магазины до сих пор торгуют только за наличку, теряя существенную часть покупателей.
Поставить столик с карандашами, бумагой и фломастерами для детей. Пусть их мамы спокойно выбирают товар и пьют кофе.
И, конечно же, даже небольшому магазину нужно предусмотреть программу лояльности с выдачей бонусных карт, начислением баллов и другими способами поощрения. Благо специального программного обеспечения для малого бизнеса сейчас разрабатывается более чем достаточно.