Много покупателей хороших и разных: как найти подход к покупателям
Маркетологам стоит прислушаться к совету А. Линкольна: «Решив что-то сказать, я треть времени думаю, что сказать, а две трети – кому я буду говорить». На многочисленных тренингах сотрудникам много рассказывают, что говорить, но не уточняют, под кого «заточена» методика. Именно в этом скрывается одна из причин коммерческих неудач — неумение общаться с покупателями.
Как найти подход к каждому типу покупателей
Любой продавец знает, что люди совершают покупки по-разному. Одни носятся по залу, бросая товар в корзину, а другие подолгу стоят у полок, разглядывая лампочку или батарейки. Всех покупателей можно схематически разделить на типы, представленные в таблице
Тип |
Отличительные черты |
Поведение в торговом зале |
Особенности обслуживания для достижения лояльности |
Деловые | Привыкли доверять только себе. Если им понравится, будут ходить в магазин, даже если у соседей дешевле | Интересуются характеристиками товара. Обязательно посмотрят весь ассортимент | Не критиковать их убеждения, даже если они неправильные. Говорить четко и по делу, опираясь на цифры и факты |
Эмоциональные | Для них важно не что покупать, а как. Не имеют конкретного мнения, поэтому при выборе руководствуются чужими отзывами | Ходят за покупками к конкретному продавцу и очень ему доверяют | Не пытаться обмануть. Почувствовав фальшь, обидятся и больше не придут. Очень чувствительны к качеству обслуживания |
Консерваторы | Высокая лояльность к известным брендам. К новинкам относятся недоверчиво и осторожно | Будут ходить по магазинам, пока не найдут любимую марку | Если то, что они ищут, давно снято с производства, предложите им адекватную замену. Таким покупателям придется объяснить, что новая модель кроссовок ничем не хуже той, к которой они привыкли |
Новаторы | Любовь к новинкам и высоким технологиям. Приходят за конкретным товаром – как правило, суперпопулярным | Ищут определенную модель, не признавая компромиссов | Быть в курсе всех ноу-хау, чтобы не прослыть в их глазах «лузером» |
Логики | Приходят за определённым товаром. С брендом и маркой определяются в магазине | Очень внимательно читают описания. Спрашивают, чем этот телевизор отличается от соседнего | Можно продать другой товар, объяснив его преимущества |
Транжиры | Покупают все самое дорогое, считая цену показателем качества | Интересуются только ценниками и дизайном товара, т.к. в характеристиках не понимают | Внимательно объяснять все функции и опции. И не мешать приносить покупками прибыль магазину |
Экономисты | Приходят в магазин с нескрываемым желанием сэкономить | Ищут скидки, анализируют цены и подсчитывают баллы | Вовлекайте их в различные программы лояльности. Этим людям нравится ощущение экономии, даже если она мнимая |
Основные методы работы с покупателем: простой секрет успеха
Чтобы не терять клиентов, нужно выполнять следующие условия:
-
Внимательно отслеживать в торговом зале людей, нуждающихся в помощи. Многие посетители, не дождавшись внимания персонала, просто кладут товар на полку;
-
Ориентироваться на покупателя. Помните, что человек пришел потратить деньги на то, что ему нужно, а не на предпочтения продавца. Поэтому не стоит что-то доказывать и навязывать. Это вызовет только неприязнь;
-
Относиться к человеку не как к источнику выручки, а как к дорогому гостю, заглянувшему в ваш магазин. Попытавшись что-то всучить, вы навсегда потеряете клиента.
А самое главное при общении с покупателями – быть доброжелательным и улыбаться. Вспомните мультфильм про Крошку Енота. Доброе отношение всегда порождает такую же реакцию. Умение разговаривать с людьми – большой плюс, с лихвой перекрывающий любые недостатки торговли.