Предел лояльности сотрудников
Лояльность персонала – относительная характеристика, которая описывает преданность, полезность и общее отношение сотрудников к компании. Один человек может всю жизнь поддерживать корпоративные ценности и принципы бренда, а другой – отказывается от сотрудничества уже через несколько месяцев работы.
Это связано с понятием предела лояльности сотрудников, который обычно наступает во время конфликтных ситуаций. Что такое предел лояльности и как избежать морального угасания сотрудников, расскажем в этой статье.
Что такое граница лояльности персонала?
Предел лояльности сотрудников – условная граница, после которой взаимодействие человека с работодателем обесценивается. С точки зрения персонала, лояльность формируется на базе двух основных показателей – моральные принципы и материальная целесообразность. То есть, работник остается лояльным к фирме (при прочих равных условиях) до того момента, пока не будет задета его мораль или урезана выгода. Взаимодействие с непосредственным начальником анализируется именно с точки зрения этих двух критериев. Получив очередное поручение, работник анализирует информацию на предмет соответствия моральным принципам и наличия персональной выгоды.
Эти процессы происходят на подсознательном уровне, практически мгновенно человек принимает решение оставаться лояльным к компании или уволиться, отказаться выполнять задание.
С экономической целесообразностью все предельно ясно – работник уходит в 99% случаев, если его не удовлетворяет материальное вознаграждение, условия труда.
Психологическая граница лояльности – сложное понятие, и принятие решения здесь зависит во многом от моральных принципов, характера, эмоциональной устойчивости индивидуума. То есть, конкретная ситуация одного сотрудника может сломить, а другой спокойно продолжит работать, закрыв глаза на неудобные обстоятельства.
Внутриличностный конфликт – поручение выгодно, но аморально
Конфликт внутри личности развивается, когда одна установка предела лояльности позитивна, а вторая негативна. Зачастую в «плюсе» оказывается экономическая целесообразность. Внутриличностная борьба появляется, когда человек понимает, что порученная задача принесет выгоду, но принципы ее реализации не соответствуют нормам морали, задевают достоинство индивидуума. Конфликт усугубляется под влиянием внешних факторов – мнение, оценка друзей, родственников, коллег. Сила внешнего давления постоянно меняется, а вот внутренние установки оказывают постоянное воздействие (поскольку моральные принципы не могут регулярно меняться).
В любой ситуации внутриличностный конфликт приводит к принятию конкретного решения. Причем во многом результат зависит от фактора, который оказывается превалирующим в конкретной ситуации (выгода, мораль или внешняя оценка). Стоит отметить, что принятие решения не всегда становится концом борьбы внутри личности, особенно если пострадали моральные устои человека. После выполнения задания или отказа от поручения сотрудник подавляет в себе эти противоречия и переводит конфликт на перманентный уровень. Постоянное состояние неопределенности, неуверенности приводит к эмоциональным перегрузкам, депрессиям, снижению производительности труда и, как следствие, лояльности к предприятию.
Провоцируют внутриличностную борьбу раздражающие факторы, которыми выступают особенности взаимодействия с руководителем. По сути, целенаправленное психологическое воздействие на работника является обычной манипуляцией для достижения определенного результата. Наиболее часто внутриличностный конфликт провоцируют такие действия руководителя:
-
Принуждение к совершению преступления – противозаконные манипуляции с документами, счетами, шпионаж, использование запатентованных технологий без лицензии, др.
-
Принуждение к обману – использование «грязных методов» борьбы за повышение, вранье потребителям, организация условий для увольнения и т.д.
-
Психологическое насилие над индивидуумом – в основном направлено для выбора наиболее слабых единиц, которыми можно будет полностью управлять. Нередко руководители поручают более приближенным сотрудникам следить за действиями коллег, что также сводит к минимуму приверженность персонала. В рамках психологического насилия нередко встречается половая дискриминация, когда начальник целенаправленно отказывается взаимодействовать с определенным полом (очень распространено на промышленных производствах).
-
Сексуальное и физическое насилие над личностью – склонение к половым контактам, намеки на сексуальное удовлетворение взамен на карьерный рост, прибавку к зарплате или премию.
Компания «Манзана Групп» имеет большой опыт разработки мотивационных программ для персонала, что позволяет нашим сотрудникам профессионально консультировать клиентов по вопросам лояльности сотрудников.