8 (800) 775 0111

+7 (495) 921 0838
пн-пт с 9 до 19,
сб-вс выходные
Закажите обратный звонок

Чужая лояльность, или как украсть миллион баллов

Бонусные баллы мало чем отличаются от обычных денег. На них также можно что-то приобрести или получить неплохую скидку. А тем, кто достиг определенного уровня трат, присваивается VIP-уровень, дающий множество «плюшек». Но зачем копить свои баллы, если можно взять чужие. Этим активно пользуются нечистые на руку продавцы и покупатели. В этой статье рассказывается про самые распространенные мошеннические схемы.

Возврат себе в карман

Покупатель приобретает, к примеру, мобильный телефон за 35 тыс. рублей, а ушлый кассир не говорит, что за такую крупную покупку положен купон на скидку. А зачем, ведь сотрудник возьмет купон себе, постепенно собрав их целую пачку.

Через некоторое время другой клиент покупает, к примеру, телевизор. Этот же кассир, записав номер чека, сделает возврат и снова «продает» телевизор с учетом купона, полученного ранее. Разница уходит в карман сотрудника. Проведя за месяц, к примеру, 50 сделок по 1000 р., кассир получит 50 тыс. руб. к з/п. В крупном сетевом магазине махинаций с возвратом можно сделать гораздо больше. Особенно если включить в схему руководство.

Еще одна распространенная схема – фиктивная уценка. Сотрудники магазина покупают товары и возвращают их как брак. Затем вещи передаются в сервисный центр, руководителя которого вовлекают в сговор. После получения фиктивного заключения о «дефекте» делается скидка и получается изрядная экономия. А не подозревающее начальство выделяет для «пострадавших» дополнительные «плюшки». Так можно обеспечить не только дешевой техникой, но и бонусами всю семью и директора сервисного центра, выдающего «левые» заключения.

Скидки ваши – станут наши

Еще одна схема. Кассир при покупке подменяет карту покупателя другой, оформленной на кого-то из родственников или вообще на вымышленное лицо. В конце смены полученных баллов хватит, чтоб купить себе продуктов домой. К счастью, эта схема легко выявляется с помощью программ лояльности, анализирующих покупки, поэтому считается «детской».

Вторая схема применяется, если при покупке товара льготным категориям, например пенсионерам, делается скидка по предъявлению удостоверения. Такая ситуация встречается в магазинах, экономящих на программах лояльности и дисконтах, но желающих привлечь покупателей. Ушлые сотрудники делают скидку всем покупателям, не требующим чека. Заодно и сами покупают товар с «пенсионной» скидкой. В одном из магазинов в такую схему были вовлечены все, включая сотрудника отдела безопасности.

Еще одна схема. Богатый покупатель, не заморачивающийся на скидках, делает в магазине крупные покупки без бонусной карты. Сотрудник с помощью фиктивной карточки «приклеивается» к этому человеку и «стрижёт бонусы», быстро становясь VIP. Такой обман раскрывается тяжело и, как правило, случайно. Этот тип мошенничества распространён и за рубежом. В 2015 г. сотрудники элитного магазина Saks Fifth Avenue таким образом “сэкономили” 400 000$ на чужих VIP-бонусах и подарках.

Бездонный бак

На одной из заправок при проверке обнаружили странные транзакции. Некий гражданин ежедневно заправлял в машину тонны бензина разных марок, причем делал он это в одном городе, а баллы списывал в другом, заправляясь на халяву. Служба безопасности начала следить за процессом и определила, что баллы себе начисляет сотрудник call-центра, имеющий доступ к базе. Кстати, вернуть ущерб, нанесенный компании в этом случае, не удалось из-за пробелов в законодательстве.

Приведи несуществующего друга

Эту схему прокручивают ушлые покупатели интернет-магазинов, которым за привлечение новых клиентов дают скидки и подарки. Так почему бы не привлечь несуществующих людей, взяв данные из любой ворованной базы или просто из головы.

Интернет-компании несут траты за привлечение несуществующих клиентов, которые никогда не станут лояльными. Иногда злоумышленники даже взламывают сайты для того, чтобы украсть чужие бонусы. Самый громкий случай произошел в США, где мошенники путешествовали, покупая билеты за ворованные мили.

Что же делать

Единственный выход из ситуации — покупка правильной программы лояльности, ее грамотная настройка и контроль за показателями. Отсеивая подозрительные транзакции, можно уменьшить убытки и поймать любителей халявы. Но, к сожалению, приобретая программный продукт, многие компании пользуются им ограниченно, позволяя красть деньги у них из под носа.

Мнение о том, что на бонусах много не украдешь, неверное. В США, где эти программы работают давно, не раз заводились дела на кражи огромных сумм. Рекорд был поставлен в 2009 г., когда злоумышленники с помощью программ лояльности украли $1,4 млрд. С тех пор технологии модернизировались, и неудивительно, если скоро эта сумма будет превышена.



Возврат к списку